ул. Карташова, д. 25

+7 (3822) 469-445, 432-931

Томск
Вернуться назад

Материалы для подготовки вопросов и предложений министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства В.В. Якушеву на заседании Совета Федерации 17 июня 2020 года в рамках «Правительственного часа».

10.06.2020

Прежде всего следует отметить, что президент РФ В.В. Путин, Правительство  (Мишустин М.В.), Министерство строительства (Якушев В.В.) придают большое значение, особенно в последнее время, созданию условий для  повышения эффективности работы строительной отрасли. Принято решение о беспрецендентной государственной поддержке отрасли в целях преодоления трудностей, возникших в связи с распространением коронавируса. Министерство разработало мероприятия по сокращению сроков  строительства объектов, принимаются меры по оптимизации нормативно-технической базы, вынесена на публичное обсуждение Стратегия развития строительного комплекса на период до 2030 года. В целом  Министерство проводит большую работу, реагирует на обращения с мест, отзывается на просьбы и предложения регионов. В середине мая Губернатор Томской области  С.А. Жвачкин принял участие в заседании правительственной комиссии по региональному развитию, посвященному  антикризисным мерам в строительной отрасли, получил от вице-премьера Правительства М.Ш.  Хуснуллина, в ходе встречи с ним, поддержку практически по всем поставленным вопросам.

Вместе с тем, в  отрасли, вот уже в течение многих лет, остается большое количество проблем, которые оказывают на её  деятельность и развитие удручающе негативное воздействие, создают серьезные  трудности в реализации национальных проектов, в том числе в сферах жилья, развития городской среды и сокращения ветхого жилищного фонда.

В нашем письме на Ваше имя от 23.03.2020 № 44 мы изложили те проблемы, с которыми в настоящее время  сталкивается строительный  комплекс Томской области, да и всё строительное сообщество в целом при реализации федеральных проектов. Эти проблемы хорошо известны Министерству строительства. Их обсуждают, о них много говорят на различных уровнях, все понимают к каким последствиям они приводят (примеров в этом плане достаточно). Нельзя сказать, что положение дел не меняется к лучшему, но, к сожалению, в реальной  жизни  пока  кардинальных изменений, создающих стимулирующую базу для развития, не произошло. Многие проблемы  особенно остро обнажились в условиях работы в чрезвычайных ситуациях.

Из многочисленных факторов, доставшихся в наследство нынешним руководителям Минстроя, крайне затрудняющих процесс строительного  производства, сегодня можно, на наш взгляд, выделить три наиболее болезненных проблемы:

  1. Ещё в 2016 году Правительство РФ объявило о разработке и актуализации сметных нормативов, приведения их к уровню, отвечающему современным технологиям строительства, реальным рыночным условиям. Уже тогда проблема реформирования сметного нормирования и ценообразования перезрела. Более того, этот вопрос за истекший период постоянно  поднимался представителями строительного сообщества на крупных совещаниях и научно-практических конференциях в Красноярске, Новосибирске, Кемерово, в НОСТРОЕ, обсуждался  в Государственной Думе.  Прошло немало времени, что изменилось? Да, какие-то меры принимались, но до настоящего времени острота проблемы сохраняется. Главное – сегодня сметы не отражают реально сложившуюся  ситуацию на рынке. Стоимость квадратного метра в Томской области, утверждаемая по методике Минстроя России, значительно занижена по сравнению с рыночной: 43 тысячи рублей вместо 62 тысяч рублей.  В одном из своих выступлений вице-премьер М.Ш. Хуснуллин, говоря о причинах прекращения строительства на 50 важнейших стройках, признал: «Там главная проблема в том, что изначально допущена ошибка в ценообразовании. В результате реальной конкуренции не было». Стоимость объектов, как правило, формируется по недостоверным  сметным нормативам и необоснованным индексам, не привязанным к реальному положению дел в регионах. При проектировании выигрывает торги тот, кто даст самую низкую цену на проект. Выдают документ, по которому отдельные виды работ стоят в два-три раза меньше их сложившейся рыночной стоимости. Возникает вопрос, а есть ли у нас рынок?

Ставится задача снижения стоимости строительства. Возражений нет. Но при  этом решение этой задачи в реальной  жизни, особенно для предприятий малого и среднего строительного бизнеса, происходит не за счет повышения технического потенциала предприятий  и организаций, их развития и модернизации производственно-технической базы, внедрения современных технологий, оборудования, машин и механизмов, роста производительности труда, других механизмов, а преимущественно за счет  исключения затрат из расчета сметных норм. Все другие меры пробуксовывают, а этот укоренившийся, очевидный разрушительный  метод широко реализуется на практике и цепко удерживается. К чему это может привести? Вспомним, какой сокрушительный удар по крестьянству был нанесен в период раскулачивания и продразверсток в известный период из  Советского прошлого. Та же самая техника. В то время закупочные цены были установлены ниже себестоимости производства сельскохозяйственной продукции. Руководители с мест, руководители отрасли  бодро докладывали руководству  страны о выполнении и перевыполнении планов, а важнейшая отрасль разваливалась до основания. Это поучительный пример из прошлого. В Томской области постановлением Законодательной Думы  № 1232 от 30.05.2013 утверждена  «Стратегия развития строительного комплекса Томской области на период 2013-2022 годы». В целом неплохой документ, в нем были определены вполне достижимые рубежи по вводу жилья, указаны механизмы их практической реализации. Механизмы пробуксовали, рубежи остались не достижимы. В 2020 году должны ввести более 670 тыс. кв. м жилья. К хорошему показателю можно будет отнести ввод 500 тыс. кв. метров.  Приближаемся к тому, что, если так будет продолжаться и дальше, строить будет некому. В настоящее время уже многие подрядчики  отказываются работать на объектах  государственного и муниципального заказа. В условиях безудержного роста цен на строительные материалы, недостоверного определения сметной стоимости строительных работ (индексы низкие и не покрывают затрат) при  работе на этих объектах они обречены на значительные  финансовые  трудности в связи  с крайне низкой маржинальностью или убыточностью проектов. Это противоречит  принципам рынка, для которого главное условие – получение прибыли. Но, что наиболее важно, у многих строительных организаций, принявших эти условия, не формируются финансовые ресурсы для развития  и повышения технологичности производства. Сегодня  крайне остро, на уровне нормативных коллизий, стоит вопрос о неотложном принятии решения по методике расчета индексов изменения  стоимости строительства. У субъекта нет прав и полномочий на  их разработку и утверждение с учетом сложившейся региональной рыночной конъюктуры. Ряд нормативных правовых актов Минстроя в этой сфере, принят с превышением полномочий,  они грешат противоречиями. Надо находить  выход из сложившейся ситуации, для строителей эта проблема имеет принципиально важное значение, откладывать её решение на годы преступно.

С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, можно предложить:

 

  1. Правительству  РФ (Мишустин М.В.) подготовить  и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект закона «О внесении  в ст. 6.1 и ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ  изменений, в части передачи органам  исполнительной власти субъектов федерации полномочий по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве в следующей редакции:

Разрешить  субъектам Российской Федерации:

  1. Правительству РФ (Мишустин М.В.) решить вопрос по финансированию переданных субъектам РФ  полномочий по мониторингу строительных ресурсов.
  2. Министерству  строительства РФ (Якушев В.В.) принять меры по приведению нормативных правовых актов, принятых министерством, в соответствие с действующим законодательством:

 

2.Далее, с таким, уже заложенным багажом предполагаемых издержек, проект, в соответствии с действующим федеральным законом № 44-ФЗ, выставляется на торги. Во многих случаях конкурсной эту процедуру трудно признать. Наименьшая цена по условиям 44-ФЗ предусмотрена. Понижение первоначальной контрактной стоимости проекта, как правило, составляет 20-25 %, в некоторых регионах доходит до 30-40%. Нередко это связано с тем, что в торгах принимают участие организации, не обладающие какими-либо конкурентными преимуществами, не имеющие  соответствующей базы, специализации и опыта по данному виду работ, квалифицированных кадров, не обремененные ответственностью за реализацию проекта с высоким качеством и в установленные сроки. Они серьезно понижают стоимость контрактной цены, часто выигрывают тендеры. Если проигрывают, то тем самым создают большие трудности даже высокотехнологичным, проверенным, имеющим солидную репутацию предприятиям и организациям, выигравшим эту конкурсную процедуру.

Механизм действия этого одиозного закона, его последствия, главное необъективность  проведения выбора  подрядной организации в ходе торгов давно всем известна, об этом тоже много говорят, но система, несмотря на некоторые усовершенствования, продолжает оказывать негативное воздействие на деятельность  строительных организаций. По оценке многих экспертов она работает  с крайне  низкой эффективностью и неприемлемо низким уровнем конкуренции.

Для добросовестных и ответственных подрядчиков действие  этого закона значительно сужает возможности для устойчивой финансово-производственной деятельности, развития и повышения технической  вооруженности организаций, подготовки и закрепления квалифицированных кадров.

 

3.В ходе строительства, после его завершения и ввода объектов в эксплуатацию у строителей возникает ещё одна крайне болезненная  проблема – большие задержки с оплатой за выполненные работы.

Об этом в последнее время публично говорят не часто, не заостряют внимание, но тем не менее строители от неплатежей  теряют много. Все большие масштабы приобретает практика бартерных  взаиморасчетов. Заказчики задерживают оплату генеральным подрядчикам, те в свою очередь субподрядчикам и далее по цепочке – производителям и поставщикам строительных материалов. Возникают проблемы с выплатой заработной платы, оплатой налогов и т.д.

Учитывая такое положение дел в июне 2017 года Санкт-Петербургский Союз  строительных компаний «Союзпетрострой» обратился с открытым письмом к президенту РФ В.В. Путину. Дословно: «Отрасль буквально задыхается из-за порочной практики неплатежей за выполненные работы, в том числе за сданные в эксплуатацию объекты. В результате происходит массовое банкротство  компаний, в первую очередь малого и среднего бизнеса. Это явление приобрело массовый  и повсеместный характер». Были сформулированы конкретные предложения. Обращение поддержали 19 региональных Союзов строителей. Президент поручил рассмотреть обращение ряду министерств, в том числе Министерству строительства. Был получен ответ: «Предложения по внесению поправок в действующее законодательство  не отвечают принципам справедливости, равенства и соразмерности, которые должны соблюдаться при ограничении в конституционно значимых целей свободы договора».  Вот так витиевато, на бумаге принцип справедливости присутствует, а в реальной жизни удручающая картина.  Актуальность этой проблемы остается прежней.

В одной  из томских субподрядных организаций, специализирующейся на выполнении электромонтажных работ, с годовым объемом 150 млн. рублей общая задолженность за выполненные работы по состоянию на 01.06.2020 года составила 44,5 млн. рублей (!), при этом 24,5 млн. рублей партнеры не платят в течение4-7 лет. В недавнем прошлом в коллективе работало  300 высококвалифицированных специалистов, сейчас  осталось 120.  Отсутствует какая-либо возможность для развития. Проблемы с выплатой заработной платы, оплатой налогов, приобретением материалов у поставщиков. При этом за последние годы  удельный вес их стоимости  на строительстве жилья вырос с 30 до 51%. По этим  и другим причинам в другой  электромонтажной организации МСУ-74 (работала на объектах Минсредмаша) из 600 высококлассных специалистов осталось 60.

ООО «СпецКонструкция Плюс» -  организация, представляющая малый бизнес с годовым объемом работ 65 млн. рублей, специализируется  на остеклении высотных жилых домов и офисных зданий. Общая задолженность составляет более 20 млн. рублей. Суды все выиграли, однако,  как считают руководители организации,  вряд ли можно получить деньги. С начала года стоимость материалов выросла на 25% Получение кредитных ресурсов недоступно, на развитие и повышение технической оснащенности средств нет.

На объектах нефтегазового комплекса сроки оплаты за выполненные работы (а там крупные суммы)  в настоящее время доходят до 5-6 месяцев. У подрядчика, работающего  с этими заказчиками,  постоянно возникают серьезные проблемы с выплатой заработной платы. У руководителей этих отраслей с заработной платой всё нормально. Коллектив за последние годы сократился на 200 человек, ушли хорошо подготовленные кадры. Каких-либо возможностей обновить парк машин и механизмов нет. Как в этих условиях сокращать сроки строительства, обеспечивать высокое качество выполняемых работ?

В целом Министерство объективно оценивает сложившуюся  ситуацию. Многое зависит от кадрового потенциала.  Не   случайно  главной составляющей Стратегии развития  отрасли на ближайшие годы является вопрос о наращивании компетенции. Сейчас эти компетенции активно уходят в шабашные бригады. Нет  логичной базы для системы развития профессиональных квалификаций. Профессиональные стандарты для строителей утверждает Минтруд РФ, образовательные стандарты для специалистов, которых готовят в учреждениях СПО, утверждает Министерство просвещения РФ, техническую политику в сфере производства стройматериалов курирует Минпромторг РФ, Правила по охране  труда в строительстве устанавливаются приказом Минтруда РФ. Все это адресуется субъектам хозяйственной  деятельности. Какова роль и мера ответственности за конечный результат у Минстроя РФ, если разработкой «правил игры» занимаются другие Министерства?

 

4.В последнее время Министерство многое сделало по устранению завалов, оставленных ему в наследство. При этом многие проблемы рождены самим государством, все зависит от регулирующего воздействия нормативных правовых актов. Мы живем и работаем по законам и правилам, принятым Федеральными органами власти. В свое время  не  был отрегулирован порядок работы по долевому строительству, получили многие десятки тысяч «обманутых дольщиков». По материалам Счетной палаты бюджетных долгостроев по стране насчитывается несколько десятков тысяч (62 тысячи) на общую сумму 4 трлн. рублей (!). Это почти сопоставимо с общей стоимостью мероприятий общенационального плана восстановления экономики страны от последствий распространения  коронавирусной инфекции, рассчитанного на полтора года. Если отрасль провозглашается локомотивом  развития экономики, то как же можно было допустить такое?  О какой эффективности можно говорить? Это не единичный случай, это  результат системных просчетов. И не только строители в этом виноваты. С большей долей уверенности можно предполагать, что в числе причин такой ситуации присутствуют последствия издержек, указанных в п.п. 1,2,3 настоящей записки. При этом надо иметь ввиду, что строители находятся в конце  всей цепочки инвестиционно-строительного процесса, но, по сложившейся практике, несут ответственность за конечные результаты. Надо разбираться в том, что привело к такому положению. Без труда можно представить какую ответственность  в разные периоды Советского прошлого понесли бы те должностные  лица, которые создали условия для возникновения такой ситуации.

Министерству строительства могут быть адресованы вопросы не только  по  проблемам, изложенным в этой записке, но и по многим другим. Однако, далеко не все зависит от Министерства. Как повысить спрос населения на жильё за счет роста доходов граждан? Ведь не секрет, что социальное самочувствие достаточно большого количества наших граждан в последние годы только ухудшалось.  Много и других подобных вопросов, которые  не зависят от Министерства и строителей. Сегодня немало вопросов можно адресовать  законодателям, принимающим законы, нередко противоречащим и здравому смыслу и логике, не нацеленным и не создающим стимулирующие механизмы для развития отрасли. Очевидные, актуальные проблемы не могут решаться годами. Не будем принимать меры по устранению базовых проблем, все останется по-прежнему. Будет пробуксовывать выполнение и планов, и Стратегий. Будет очень сложно выйти к 2024 году на ежегодный ввод 120 тыс. кв. м. жилья, да ещё и с высоким качеством.

Необходимо согласиться  с президентом РФ В.В. Путиным. Сегодня  строительная отрасль,  одна из ключевых сфер экономики, как никогда нуждается  в помощи и поддержке, в принятии чрезвычайных мер по решительному  и энергичному устранению всего того, что мешает ей работать устойчиво, с высокой эффективностью и отдачей. Это прежде всего задача и федеральных и местных законодательных и исполнительных органов власти. Потенциальные возможности отрасли  продемонстрировали  военные строители.

 

 

         

 

С уважением,

Президент  Союза  строителей

Томской области                                                                                    С.В. Звонарев